Все хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.

 

Эколого – развивающая среда в ДОУ
как условие экологического воспитания детей.

Одним из важнейших условий решения задач экологического воспитания педагоги ДОУ считают организацию развивающей предметно-пространственной среды.

В нашем детском саду экологическая развивающая среда организована в каждой возрастной группе - это центры природы и экспериментальной деятельности, которые включают в себя: комнатные растения; оборудование для организации трудовой деятельности в уголках природы (лейки, фартучки, клеёнки, ванночки, лопатки, грабельки и т. д.); календарь погоды; дидактические игры; наборы животных, овощей и фруктов; альбомы для рассматривания; разнообразный природный материал; гербарии растений; иллюстрации по лексическим темам (времена года, дикие и домашние животные, птицы, деревья и кустарники, цветы, грибы и др.); художественная литература по экологии. Благодаря центрам дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике.

Огород: в летний период воспитатели совместно с детьми высаживают на собственной грядке культурные растения. За их ростом ведется постоянное наблюдение и уход. А осенью традиционный сбор урожая.

На всей территории детского сада расположены цветники, в которых

представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Администрация и воспитатели детского сада в сотрудничестве с родителями уделяют большое внимание облагораживанию и озеленению территории и групповых участков ДОУ: в теплое время года производится высадка цветников и лекарственных растений на территории детского сада. Так же в ДОУ создана «Экологическая тропа». Это «экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

В методическом кабинете ДОУ имеется методическая литература, конспекты различных видов деятельности детей и педагогов с детьми по экологическому воспитанию дошкольников разных возрастных групп, демонстрационный материал, подборка презентаций для детей («Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Времена года» и др.).

Кружковая работа в детском саду:

Одной из форм работы с детьми в нашем детском саду является кружковая работа. Все кружки в ДОУ организованы на бесплатной основе для более глубокого освоения, расширения и практического применения приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные и эстетические запросы.

Дополнительное образование в ДОУ представлено кружковой деятельностью экологической направленности:

  • Кружок «Удивительный мир растений» - ознакомление с миром растений, детское экспериментирование (воспитатель Федюкина В.А.);
  • Кружок «Маленький Незнайка» - ознакомление с окружающим миром, детское экспериментирование (воспитатель Томашевская А.Ю.);
  • Кружок «Океанариум» - ознакомление с обитателями подводного мира;
  • Кружок «Созвучие природы» - экологический (музыкальный руководитель Князева Е.В.).

Ежегодно в апреле в каждой группе высаживается рассада однолетних цветов для высадки на клумбах, овощных культур для огорода.

Ежегодно в апреле проводится развлечение для детей старших и подготовительных групп по экологическому воспитанию: «День земли» и показ экологических сказок. С помощью таких мероприятий педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе.

Неотъемлемой частью работы по экологическому воспитанию дошкольников является работа с родителями. Для родителей организуются консультации по темам: «Экологические игры для дошкольников», «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье».

Ежегодно проводятся конкурсы на экологические темы: конкурсы рисунков «Здравствуй, осень золотая», конкурсы поделок из природного материала «Дары природы», конкурсы поделок из бросового материала, проводятся смотры-конкурсы «Огород на окне». Родители вместе с детьми принимают участие в экологической акции «Смастерим кормушку для птиц», в конкурсе «Огород на окне».

Методическая работа в области экологического воспитания:

В образовательной деятельности ДОУ педагогами разработаны и используются следующие программы:

  • авторская программа «Маленький незнайка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направленная на развитие элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире, на формирование экологической культуры детей. Большое внимание уделяется поисковой деятельности, детскому экспериментированию. Занятия в виде игры-эксперимента (воспитатель Томашевская И.А.)
  • авторская программа «Звучание природной красоты» (экологический кружок «Созвучие природы» для детей с 5 до 7 лет) - Программа направлена на реализацию нравственно-эстетических задач воспитания дошкольников через интеграцию разных видов искусства (музыкальный руководитель Князева Е.В.)

Разработана научно-методическая работа «Воспитание у дошкольников нравственно-эстетического отношения к природе средствами интеграции разных видов искусств». Предметом исследования является интегрирование разных видов искусств, как способа совершенствования учебно-воспитательного процесса ДОУ на музыкальных занятиях. В работе изложены теоретические обоснования и практические формы деятельности. Исследовательская работа в данном направлении подтверждена положительными результатами (музыкальный руководитель Князева Е.В.).

Педагогами разрабатываются методические пособия и конспекты, статьи:

(http://ds230samara.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka)

  • Педагогический проект «Давным-давно задумал я узнать, прекрасна ли Земля..., музыкальный руководитель Князева Е.В..
  • Конспект опытно – экспериментального занятия для детей старшей группы «Воздух вокруг нас», воспитатель Кощеева Н.Н..
  • Разработка электронного дидактического пособия «Домашние животные», воспитатель Саломасова Л.Т..
  • Разработка электронного дидактического пособия «Игра по развитию познавательно-речевой деятельности «Деревья леса», воспитатель Томашевская И.А..
  • Разработка электронного дидактического пособия для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Веселый огород», воспитатель Томашевская И.А..
  • Разработка электронного интерактивного мультимедийного дидактического пособия для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о деревьях?», воспитатель Кощеева Н.Н..
  • Сценарий подведения итогов конкурса «Семейный эко-декор»
  • Конспект интегрированной образовательной деятельности «Земля – наш общий дом», воспитатель Саломасова Л.Т., http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-zemlja-nash-obschii-dom.html
  • Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы «Извержение вулкана», воспитатель Томашевская И.А., http://nsportal.ru/node/243308
  • Детский проект «Волшебный мир кристаллов», воспитатель Томашевская И.А., http://vsewebinari.ru/index/tomashevskaja/0-691
  • Воспитание у дошкольников нравственно-эстетического отношения к природе средствами интеграции разных видов искусства, музыкальный руководитель Князева Е.В. (участие в Международной научно-практической конференции)
  • Методические рекомендации по решению задач экологического воспитания, из обобщения опыта работы воспитателя Воробьевой И.А. (участие во II научно-практической конференции)
  • Флеш-игры

    (http://ds230samara.ru/index.php/sovety-spetsialistov-i-vospitatelej):

    • игра «Домашние животные и их детеныши»
    • игра «Овощи и фрукты»
    • игра «Овощи»
    • игра «Парочки». Детеныши животных
    • игра «Парочки». Кто где живет?
    • игра «Рыбы» (пазлы)
    • игра «Синицы» (пазлы)
  • Образовательные маршруты

    (http://ds230samara.ru/index.php/sovety-spetsialistov-i-vospitatelej):

    • образовательный маршрут «Времена года в красках и звуках», музыкальный руководитель Князева Е.В.;
    • образовательный маршрут «Насекомые. Какие они?», воспитатель Благова О.Л.;
    • образовательный маршрут «Необыкновенный мир растений», воспитатель Чурбакова К.В.;
    • образовательный маршрут «Рыбы», воспитатель Кощеева Н.Н..

Достижения ДОУ и педагогов:

2012г. - Диплом участника «ЭкоЛидер - 2012» в номинации «Образование» «Дошкольное образовательное учреждение»

2012г - Всероссийский конкурс «Росточек: Мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, проект «По морям, по волнам», инструктор по физической культуре Л.Ю.Комиссарова

2013г - III Всероссийский интернет-конкурс «Моя педагогическая инициатива», итоговое интегрированное занятие с детьми ОНР «Маленькие обитатели леса», учитель – логопед Якомаскина А.В..

2014г - IX Всероссийский творческий конкурс «Талантоха», конспект НОД «Созидательная и разрушительная роль воды в природе», музыкальный руководитель Князева Е.В. и воспитатель Воробьева И.А. - III место.

2014г - IX Международный конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего - 2014», номинация «Занятие в дошкольном учреждении», работа «Путешествие на Север», воспитатель Томашевская И.А..

2014г - IX Международный конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего - 2014», номинация «Занятие в дошкольном учреждении», работа «Наши друзья. Дифференциация диких и домашних животных», воспитатель Чудочкина В.В..

2014 г - Районный этап городского конкурса муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара, реализующих образовательную программу дошкольного образования, по озеленению и благоустройству

территорий - II место.

2015г. - Городской конкурс муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара, реализующих образовательную программу дошкольного образования, по озеленению и благоустройству территорий - III место.

Наши воспитанники принимают участие в конкурсах различного уровня:

2014г - участие воспитанников подготовительной к школе группы №3 для детей с ОНР в городском фестивале детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир» - «Извержение вулкана»» (воспитатель Томашевская И.А.);

2014г - участие воспитанницы подготовительной к школе группы №7 во Всероссийской познавательной викторине «Времена года. Осень» - III место;

2014г - Участие воспитанников подготовительной к школе группы №7 во Всероссийском творческом конкурсе «Я дачник» - II и III место»

2014 - Участие воспитанника подготовительной к школе группы №7 во Всероссийском творческом конкурсе «Флора и фауна» - II место;

2014г - Участие воспитанников подготовительной к школе группы №7 и воспитанницы подготовительной к школе группы № 6 во Всероссийском творческом конкурсе «Калейдоскоп ярких впечатлений», номинация «Лето красное - пора прекрасная»;

2014г - Участие воспитанника подготовительной к школе группы №7 в Региональном конкурсе детских творческих работ на экологическую тематику «Культпоход» в номинации «Любуюсь».

2017г - участие воспитанников в районном этапе фестиваля детского изобразительного искусства «Мир глазами ребенка», номинация «Писатели Самарского края о природе»;

2017г - участие воспитанницы старшей группы №5 в городском этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2017», номинация «Зеленая планета глазами детей» (конкурс рисунков) - 

Мероприятия с воспитанниками:

2015г. – Мероприятия с воспитанниками «Неделя экологии».

2016г – Мероприятия с воспитанниками «Неделя экологии»

2017г – Дети – друзья природы. Неделя экологии.